МБОУ "Новоаганская ОСШ имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова"
пгт. Новоаганск Нижневартовский район Ханты-Мансийский АО-Югра Тюменская область
  • Профориентация

    РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ В ВОПРОСАХ ПРОФОРИЕНТАЦИИ   

            Родители – это самые близкие люди, которые могут оказать помощь ребенку в вопросах выбора профессии, побуждая его думать и анализировать свои склонности, желания и умения, свои сильные и слабые стороны. 
               Обсуждая с ребенком его будущую карьеру, имеет смысл следовать нескольким правилам.

     Фактор «ХОЧУ»

     Правило первое. Говорите с ребенком о профессиях и помогите ответить на следующие вопросы:

    1.     Что ему (ей) нравится, интересно, чем хотелось бы заниматься в будущем?

    2.      Что привлекает в данной профессии?

                а) «модная» профессия;

                 б) ребенок считает, что у него есть к этой профессии особые способности;

         в) недавно он (она) посмотрел (а) фильм, где главным героем был представитель той или иной профессии.

            Основная задача здесь – побудить ребенка к самонаблюдению и самоанализу.

    Правило второе. Не критикуйте выбор ребенка.

           Лучше расспросить – что его (ее) привлекает в данной профессии, т.к. на критику очень часто может последовать обратная реакция – ребенок станет доказывать вам (а заодно, и себе!), что его выбор самый лучший и правильный. И лишь укрепится в своем мнении.

    Оставьте разговор на какое-то время, потом, как бы невзначай, «обнаружить», например, в рейтинге профессий, что его выбранная им специальность стоит в самом низу по спросу на рынке труда.

    Фактор «МОГУ»

    Правило третье. Самим родителям отчетливо понимать - на что способен ребенок.

           Есть ли у него ограничения. Медицинская статистика утверждает, что большинство подростков в возрасте 16-17 лет имеют заболевания, которые ограничивают их в выборе некоторых профессий. И это вовсе не обязательно профессии, предъявляющие повышенные требования к здоровью, такие как летчик или военный.

    Например, если у ребенка плоскостопие (всего лишь, как подумают многие) ему не рекомендованы профессии, связанные с долгим стоянием на ногах, а таких профессий очень много – и вовсе не обязательно у станка, преподаватель тоже очень много времени проводит стоя. И это один лишь пример. А аллергии? Или неврологические проблемы, которыми страдают очень многие? Например, быстрая утомляемость и сниженное внимание?

    Достаточно ограничений могут добавить психологические проблемы!

     Получится ли хороший менеджер из неуверенного человека, боящегося принять решение, избегающего ответственности?

    Сможет ли вести переговоры человек, который боится или не умеет внятно изложить свою точку зрения? И если он плохо понимает собственные мотивы и мотивы другого человека, вряд ли его ждет успех в работе с людьми. К счастью, многие психологические проблемы исправляются проще, чем медицинские.
    Но «может» - это не только об ограничениях, связанных со здоровьем. Ведь некоторые дети имеют, наоборот, выдающиеся способности в различных областях знаний, искусстве, спорте. И надо подумать, где эти способности могут быть наиболее успешно применены.

          Пока мы говорили о «хочу» и «могу». И то и другое относится к внутренним факторам, т.е. к самому ребенку. А теперь поговорим о третьей области – «целесообразно или надо», которая зависит так же и от внешних факторов.

     ФАКТОР «НАДО»

            Где способности вашего ребенка могут быть востребованы?

            Предположим, ваш сын или дочь мечтает о профессии юриста. Смотрит фильмы об адвокатах, на уроках выступает, изучает книги по логике и риторике. При этом понимает, что сразу после университета его вряд ли ждет адвокатура. Придется поработать лет 5 следователем или рядовым юристом. Т.е. вполне адекватно оценивает свою карьеру, по крайней мере, на несколько лет вперед. И при этом вы где-то прочитали, что в стране отмечается «перепроизводство» юристов. Понятно, что им будет труднее найти работу, может упасть уровень их зарплат. Тем не менее, юристы все равно будут нужны, а ваш ребенок, с его заинтересованностью и целеустремленностью, похоже, имеет все основания преуспеть в этом деле. Так пусть дерзает!

            Или напротив, вы видите, что увлечение дочери, скажем, дизайном одежды достаточно случайное, она не очень-то представляет всех сложностей этой профессии, и не хочет о них задумываться. Не понимает, что после окончания ВУЗа, вероятно, придется поработать на производстве, а отнюдь не в модной дизайн - студии. Да и характер у нее не тот, чтобы пробиваться в этих весьма специфических и непростых джунглях под названием «мир моды». В этом случае имеет смысл мягко подбрасывать развенчивающую миф информацию.

    ЧТО МОГУТ ПРЕДЛОЖИТЬ СПЕЦИАЛИСТЫ

    Помощь психологов, специалистов по профориентации может заметно облегчить трудоемкий процесс выбора профессии.

    А главное, сделать его гораздо более точным. Вот основные методы, которые мы применяем:

    1. Специальные занятия с элементами тренинга, в ходе которых мы наблюдаем за поведением ребенка в различных играх и упражнениях.
    Именно через игру подросток познает себя и мир. Подростки пробуют себя в разных ролях и в разных видах деятельности. Иногда им приходится брать на себя функцию лидера, иногда командного игрока. Участвовать в переговорах и разрешать конфликтные ситуации. Создавать план и воплощать его в жизнь.

    Проявлять разные аспекты своего творчества. И в результате мы можем увидеть:

    ·    Склонен ли он брать на себя ответственность?

    ·    Насколько развита его способность к самоорганизации и самодисциплине?

    ·    Может ли он организовать деятельность других людей?

    ·    Каковы скорость переключения и объем внимания, и прочие когнитивные функции?

    ·    Какова его работоспособность в различных условиях?

    Исследование в процессе тренинга полезно тем, что позволяет не только увидеть умения и особенности ребенка, но и помогают ему улучшить свои навыки, понять свои ошибки и исправить их.

    2. Тестирование, направленное на выявление мотивации ребенка, его системы ценностей и личностных особенностей. С помощью тестов также определяются способности, интересы и склонности ребенка. Тесты проводятся многократно, и это позволяет увидеть тенденции развития, скорректировать план обучающих мероприятий.
    3. Обратная связь психолога с родителями. Это возможность получить консультацию специалиста, которая помогает родителям лучше увидеть возможности ребенка и его дальнейшие шаги в выборе профессии, обсудить возникающие вопросы и вместе разработать дальнейший план.

    «Ближе к делу».
    16 июня 2023, 09:24

    Стартовал онлайн-марафон «Синергии» для школьников «Ближе к делу»

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie